На обочине Олимпиады
Многие возлагают на олимпиаду в Сочи большие надежды по развитию черноморского курорта и сплочению нации в целом, что уже нашло своё отражение в слогане – «Сочи – это моя олимпиада!». Кроме рекламных щитов уже есть и конкретные шаги на пути возвращения интереса к старому российскому курорту. Ведь многим уже давно не приходит в голову мысль провести свой отпуск в Сочи после отдыха в средиземноморских странах. Помимо иного уровня сервиса, в пользу отдыха за рубежом говорила и низкая стоимость перелётов чартерными рейсами. Для решения этой проблемы правительство пошло по опробованному пути дотирования авиаперевозчиков на стратегически важном направлении. Так уже было с Калининградом, правда, по-другому поводу: тогда обстановка потребовала подтвердить тесную связь России со своим анклавом. Вот и сейчас авиабилет из Москвы в Сочи и обратно стоит всего около трёх-четырёх тысяч рублей сразу в нескольких авиакомпаниях. Не беда, что новый аэропорт Сочи, многократно открытый в выпусках новостей, до сих пор не начал свою работу и весь пассажиропоток проходит через убогий старый терминал.
У города появился вполне современный сайт с внушительным разделом, освещающим экологический аспект олимпийских строек. Пресса пестрит рапортами о грандиозных свершениях и не менее грандиозных планах по дальнейшему превращению Сочи в европейский курорт. И пусть до главного события в истории города еще целых 4 года, уже сейчас любопытно взглянуть на то место, где нам предлагают потратить свои отпускные. Увы, даже потёмкинские деревни успели построить только в фоторепортажах. Чтобы убедиться в этом, не нужно забираться в трущобы, достаточно проехать по дороге до Красной Поляны и прогуляться вдоль набережной города, упирающейся в Мзымту, за которой и развернулась стройка основных олимпийских объектов. За благообразным фасадом стройплощадок прячется разруха, а амбициозные планы по вмешательству в сложившуюся экосистему напоминают поворот северных рек и многое другое, относящееся к категории хорошо забытого старого. Цель этого фоторепортажа не посеять тоску и уныние. Это попытка обратить внимание зрителя на складывающееся утверждение: «Олимпиада – любой ценой». Международный престиж страны зарабатывается не этим.
Примерно такую картину видят гости, прибывающие железнодорожным транспортом в Адлер. |
Уже в полукилометре от главной пассажирской железнодорожной станции Адлера вполне можно найти подходящую натуру для съемки фильмов в стиле реализма 90-х годов. |
Отличительной особенностью современного облика Адлера стало огромное количество цементных заводов, вот один из них уместился между набережной и центральной железнодорожной станцией. Его продукция в условиях тотальной стройки сейчас более чем востребована. |
Недострой повсюду, самый разнообразный, продвигающийся или заброшенный, всего в паре километров от строительства крупного морского порта. |
Не менее уныло выглядит и центральная часть городской набережной Адлера. Зима в этих краях – не самое яркое по краскам время года, и сейчас и через 4 года здесь не будет снега, и, вполне возможно, не будет солнца и тепла. Именно в таком состоянии природы увидят Сочи гости олимпиады. |
Проход к морю часто затруднён, всё застроено кафе, магазинами и гостиницами. |
Пустынные пляжи поделены санаториями на полоски суши проржавевшими решётками, уходящими по волнорезам в море. |
На этом берегу реки Мзымты, которая выступает своеобразным водоразделом между олимпиадой и окружающим миром, всё остается без изменений. Всё выглядит так, как и много лет назад. |
На противоположном берегу всё иначе. Администрации удалось решить вопрос с переселением жителей Имеретинской низменности. В устье Мзымты строится крупный морской порт. В декабре 2009-го года во время шторма были разрушены строящиеся сооружения юго-западного и восточного молов грузового района нового порта. В море было смыто семь единиц строительной техники — под воду ушли четыре крана, буровая установка, вибропогружатель, дизельная электростанция на 100 кВт. Из-за строительства нового порта в устье Мзымты все традиционно заходящие на нерест в верховья реки ценные породы рыбы, два вида которой эндемики, не встречающиеся больше нигде, теперь туда не пойдут. |
Строительство порта не единственная причина, по которой рыба не пойдёт в верховья. В настоящий момент, не прекращаясь, идут работы по переносу русла Мзымты на несколько метров в сторону. Кроме того, до недавнего времени активно велась выборка песчано-гравийной смеси из реки, что, по мнению экологов, в свою очередь может привести к смещению гальки из верховий в рукотворные ямы и попутному сметанию водоводов, а также поставит под сомнение возможность обеспечения водой олимпийских объектов. Экологическая ситуация здесь осложняется еще и временным железнодорожным мостом, построенным также во втором поясе санитарной охраны. |
Выше по течению, на берегу Мзымты расположен крупнейший в России и один из крупнейших в Европе племенной форелеводческий завод «Адлер». Предприятие строилось в начале 60-х годов, чтобы обеспечить курортников свежей вкусной рыбой. Здесь создано единственное в России уникальное маточное стадо форели, состоящее из четырех селекционированных пород. Воду для прудов берут из подземного русла Мзымты. |
Всего в нескольких сотнях метров от форелевого хозяйства, за этим мостом через Мзымту, полным ходом идёт строительство первого тоннельного комплекса автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна. |
И прилегающая к стройке территория. |
Вырубка леса над тоннелем южного портала первого комплекса и новая линия электропередач. На заднем плане фотографии видны пруды форелеводческого хозяйства. |
Вид на южный портал третьего тоннельного комплекса со смотровой площадки. |
Сейчас, конечно, еще рано делать выводы, но практическая реализация идеи о щадящем вмешательстве в местную экосистему пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Каким будет горно-климатический курорт Сочи? Куда мы будем прилетать по дешёвым авиабилетам? Красивые фасады официальных фоторепортажей со строек олимпиады скрывают обочину этого события, на которой может остаться и природа края. |
оригинал статьи community.livejournal.com/live_report/466124.html
Все экологи точно с башкой не дружат. В Сочи строят не ядерное хранилище, через 10 лет после Олимпиады все будет как в первозданном виде, и будем хвалить Путина, что убогое место, Адлер, хоть маленько стало красивым, а дети и внуки будут восхищаться этими местами, как красивыми городами Западной Европы.